Поделиться через


О поддержке продуктов Microsoft в виртуальных машинах

Разных заказчиков интересуют разные вопросы, но один из них всегда остается в первой тройке. Это вопрос о поддержке ОС и ПО Microsoft в средах виртуализации — Virtual PC, Virtual Server 2005, Hyper-V и платформах третьих фирм. Вопрос достаточно тонкий и сложный, но очень важный для клиентов. Давайте в нем попробуем разобраться.

О поддержке ОС

Говоря поддерживаем, я имею в виду именно английское значение слова support так, как его трактует Microsoft. Поддержка реализуется как обычными Службами поддержки (PSS), так и службой Премьер поддержки (Premier support) — для тех заказчиков, которые ее купили. Поддержка ОС и продуктов осуществляется в течении жизненного цикла продуктов. То есть Windows 2000 Server через пару лет выйдет из поддержки, и это коснется эксплуатации и в Hyper-V, и в Virtual Server 2005.

Начнем с Hyper-V. Здесь читателям моего блога все уже известно. На платформе Hyper-V мы поддерживаем следующие ОС в виртуальных машинах:

  • Windows 2000 Server/Advanced Server SP4;
  • Windows XP SP2/SP3 (SP2 на x86 и x64, SP3 существует только на x86);
  • Windows Server 2003 SP2 (x86 и x64);
  • Windows Vista SP1 (x86 и x64);
  • Windows Server 2008 (x86 и x64).
  • Suse Linux Enterprise Server 10.0 SP1/SP2 (x86 и x64)

Virtual Server 2005 поддерживает 32-битные версии следующих ОС:

Virtual PC:

  • MS-DOS 6.22 (вышла из цикла поддержки);
  • Windows 95 (вышла из цикла поддержки);
  • Windows 98 (вышла из цикла поддержки);
  • Windows Millennium Edition (вышла из цикла поддержки);
  • Windows NT Workstation 4.0 (вышла из цикла поддержки);
  • Windows 2000 Professional;
  • Windows XP (SP3 только в Virtual PC 2007 SP1);
  • OS/2 Warp 4 Fixpack 15 (не поддерживается IBM с 31.12.2006);
  • Windows Vista (только в Virtual PC 2007. SP1 только в Virtual PC 2007 SP1);
  • Windows Server 2008 Standard (только в Virtual PC 2007 SP1).

Теперь поговорим о сторонних средствах виртуализации (Xen, VMware, Parallels, и.т.д.). Во-первых, заявление. Microsoft поддерживает свои ОС и приложения только на тех сторонних платформах виртуализации, с производителями которых заключено соответствующее соглашение о поддержке. Посмотреть список можно тут. Из короткого списка видно, что данное соглашение заключено лишь с Novell (Некоторые версии Linux, имеющие виртуализацию Xen).

Соответственно, следует отличать заявления производителя платформы о поддержке ОС этой платформой от заявлений Microsoft о поддержке ОС на этой платформе. Я не люблю кидать камни в чужой огород — но здесь идет речь в основном о VMware, которая поддерживает большой список ОС, 70% которых уже не поддерживаются производителем ОС. То есть данные ОС запускаются на сторонней платформе виртуализации, а остальное производителя данной платформы не интересует.

Со стороны Microsoft могу предупредить заказчика, что если у вас не приобретена Premier-поддержка, то в случае возникновения любых вопросов по ОС или продуктам Microsoft, которые установлены на платформе виртуализации, не имеющей с Microsoft соглашения о поддержке, PSS первым делом потребует от вас воспроизвести проблему на физическом оборудовании. Если вы имеете Premier-поддержку, то инженер готов попробовать решить проблему на вашем стенде или повторить ситуацию на физическом оборудовании. Если воспроизвести ситуацию на оборудовании инженеру не удастся — это станет вашей задачей. Именно это я называю глобальным отличием между поддержкой производителя продуктов и списком продуктов, поддерживаемых платформой.

О поддержке многопроцессорности в виртуальных машинах

Я уже неоднократно обращал внимание на то, что Hyper-V поддерживает до четырех виртуальных процессоров в Windows Server 2008 (x86 и x64), один или два виртуальных процессора в Windows Server 2003 (x86 и x64). Windows Vista SP1 (x86 и х64), Windows XP SP2/SP3 (x86 и x64) и лишь один виртуальный процессор в  Windows 2000 Server/Advanced Server и SLES 10.0 SP1/SP2 (x86 и x64). Я не зря опять выделил слово поддерживает, поскольку виртуальные машины с таким числом процессоров на платформе Hyper-V могут получать полную поддержку в PSS и Premier Support.

При этом вы можете установить в свойствах любой виртуальной машины 1, 2 или 4 виртуальных процессора, и ВМ будут работать даже с четырьмя процессорами. Такая конфигурация не является официально поддерживаемой, поскольку к выходу Hyper-V ее не успевают оттестировать. К выходу Windows Server 2008 SP2 обязательно будет обновление, расширяющее списки поддерживаемых конфигураций.

Что это означает для заказчика? Вы можете установить и использовать свои ВМ на четырехпроцессорной платформе. Если у вас возникнут проблемы, требующие обращения в техническую поддержку Microsoft, вы элементарно изменяете количество процессоров в свойствах виртуальной машины и общаетесь с поддержкой. Согласитесь, это на порядок проще варианта с переустановкой конфигурации на физический сервер в случае возникновения таких проблем на сторонней платформе виртуализации.

Здесь я хотел подчеркнуть большую разницу между поддерживаемыми многопроцессорными конфигурациями в Hyper-V (который входит в стоимость ОС), неподдерживаемыми, но рабочими конфигурациями в Hyper-V (также бесплатно в составе ОС и легко приводится к поддерживаемой конфигурации) и многопроцессорными конфигурациями, которые поддерживаются той же VMware и требуют переразвертывания системы на физические серверы при желании обратиться в поддержку Microsoft.

О поддержке программного обеспечения Microsoft в виртуальных машинах

Мы рассмотрели варианты поддержки гостевых ОС в виртуальных машинах разных платформ. Теперь пора поговорить о приложениях. Здесь разговор будет более коротким. Два года назад в Microsoft принят стандарт Common Engineering Criteria, требующий от каждого серверного продукта Microsoft возможности (и поддержки) работы на платформах Virtual Server 2005 и Hyper-V. Очевидно, что часть продуктов требует 64-битную ОС (Exchange 2007) и на Virtual Server даже не тестировалась. Часть продуктов не проходит первичного тестирования на виртуальных машинах (ISA Server, компоненты Exchange Server и Office Communication Server, отвечающие за Unified Communications), и группа разработки конкретного продукта может заявить об отсутствии его поддержки на виртуальных машинах Microsoft.

Как и в случае с ОС, на сторонних платформах виртуализации поддержка осуществляется также лишь при наличии договора о поддержке (то есть в версиях Linux от Novell с виртуализацией Xen). Никакие продукты Microsoft не поддерживаются на других платформах. При наличии Premier-поддержки, Microsoft примет некие усилия для попытки повторить вашу ситуацию на своих стендах (виртуализация Microsoft или аппаратная платформа). Если попытка не удастся, вам потребуется самостоятельно воспроизвести проблему вне неподдерживаемой платформы виртуализации.

На этом сегодня мы заканчиваем сложную тему разницы в поддержке и… поддержке. Принимайте правильное решение, если вам важна поддержка Microsoft.

Comments

  • Anonymous
    January 01, 2003
    The comment has been removed

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Если хост ОС - Vista Business, то любой гость требует ОТДЕЛЬНОЙ ПОЛНОЙ лицензии. И запускать можно любую лицензированную ОС.

  • Anonymous
    January 01, 2003
    http://download.microsoft.com/download/5/f/4/5f4c83d3-833e-4f11-8cbd-699b0c164182/royaltyoemreferencesheet.pdf The OEM vesions of Windows Vista Business and Windows Vista Ultimate include downgrade rights to Microsoft Windows XP Professional, Microsoft Windows XP Professional x64 Edition, and Microsoft Windows XP Tablet PC Edition. Customers may not downgrade to Windows 2000 Professional from Windows Vista Business or Windows Vista Ultimate. No downgrade rights are included in other Windows Vista products in the OEM channel. Итого, - ПРАВА на Downgrade с Vista Business до XP Pro у вас есть. Ключ от Vista не подойдет, вам потребуется звонить в техническую поддержку и просить их выдать ключ. Потребуется указать ключ от Vista.

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Тимур, я уточнил про Novell (и Xen). Ситуация немного не такая. В статье отметил реальную ситуацию, тут чуть подробнее: у Microsoft заключено партнерское соглашение с вендором - Novell. В дистрибутивах Lunix от Novell поставляется виртуализация Xen. Именно ее мы поддерживаем. Если Novell решит поставлять в своих дистрибутивах другие решения виртуализации, - наше ПО также будет поддерживаться (исключительно при установке дистрибутива от Novell, а не установки дополнительного пакета виртуализации на Novell Linux) Относительно вопросов локализации и поддержки пользователей в России на Русском языке и по Русскому времени, те кто внимательно читали статью про Undo диски могли заметить, что на скриншоте показанполностью руссифицированнаяверсия Hyper-V. Это не фотошоп :). В момент RTM выхода Hyper-V он выйдет сразу на всех языках, на которых выходил Windows Server 2008. Те языки, которые своего издания не имели, но существует LIP Pack получат свою языковую версию в течении 30 дней после RTM. Относительно средств управления - SCVMM 2008, в планах дата руссифицированного продукта значится на 60 дней после RTM.
    Что касается русскоязычного обслуживания, то Premier Support по результатам опроса CPE (закончившегося неделю назад) показал очень положительные отзывы заказчиков, в целом выше чем по Европе и лучше чем в прошлые годы. Это не может не радовать (как Microsoft, так и Премьер закзачиков). Специалисты есть во всех регионах, так что проблем с 14часовой разницой гринвича и Дальнего Востока у нас нет, проблему решат на языке заказчика в его рабочие часы. Что касается Server Virtualization Validation Program, ее немного задержали, она стартует примерно через неделю. Различным вендорам (Citrix, Sun, Novell, Virtual Iron, VMware, HP...) будет предложено пройти сертификацию их решений на специально разрабатываемом валидационном пакете и заключить соглашение о совместной поддержке пользователей. Такое соглашение откроет двери поддержки для PSS (не Premier) заказчиков. Однако, это будет касаться исключительно последних версий ОС Microsoft, но никак не приложений или старых версий ОС. Статья 897615 притерпит некие изменения после анонса запуска SVVP. Для Premier заказчиков изменений не планируется.

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Vista Business не дает вам прав на виртуализацию, - то есть если вы хотите устанавливать ОС в ВМ (неважно какая платформа виртуализации), вам нужна отдельная лицензия. Get Genuine Kit это не лицензия, использовать его в качестве "лицензии" (бумажки) вы не можете. Установить получится, но с точки зрения Microsoft это не будет легально. С точки зрения поддержки, то установить XP SP2 в VPC2007 и VS2005 можно.

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Михаил, спасибо за активное участие в дискуссии. Информация, разумеется дается AS IS. Я очень внимательно отношусь к тому что и как описываю, на личности не перехожу и довожу ту позицию Microsoft Enetrprise Services, которая в данный момент принята.Пересказывать еще раз не буду, все описано выше в статье и в комментариях. Однако, перед тем как вывешивать настолько спорную тему я обсудил ее нашей Премьер поддержкой, получил комментарии, внес исправления, и по ряду вопросов уточнил в корпе. Так что их точка зрения от высказанной не отличается. Да и сама ваша идея необходимости "ряда официальных обращений к руководству" может лишь говорить о том, что у ваших клиентов есть проблемы с поддержкой. Мы всегда готовы  поддерживать своих Premier заказчиков. Иногда это будет стоить отдельных денег, если они решили выбрать стороннюю платформу, иногда проблему будет легче решить на месте не заостряя на этом внимания. Удовлетворенность заказчика один из параметров оценки Премьер поддержки, с ножом на танк никто не полезет, но при каждом возможном случае заказчику напомнят и разъяснят разницу в поддержке. Этот подход приносит свои резулбтаты. Мне кажется, что излишне резво переходите на личности и смещаете акценты с того, что мы НЕподдерживаем свои продукты на виртуализации третьих фирм (ибо это бесспорно и обсуждать нечего), на то что мы в ряде ситуаций их поддерживаем для Premier заказчиков. Такая позиция не выглядит убедительно. Есть масса примеров (официальные WhitePapers на сате MS), когда заказчики уходили с виртуализации третьих фирм именно по причине недостаточной поддержки. Могу утверждать, что в будущем позиция Microsoft станет значительно более агрессивной. Летом мы предложим заказчикам SCVMM2008, который имеет замечательную опцию V2V и поддерживает операцию миграции виртуальных машин с ESX на Hyper-V.

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Но ведь на базе Xen сейчас уже несколько продуктов существуют. Как быть с ними?

  • Anonymous
    January 01, 2003
    The comment has been removed

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Ну и чудно. На будущее, лучше обращаться через форму Контакт сверху, пускай вопросы мне на почту падают, а не оседают деревом комментариев в RSS рассылке подписчиков блога :)

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Алексей, а какова вообще процедура апрува поддержки на продукте того или иного вендора? Без лишних подробностей -  что должен предпринять вендор для того чтобы присоеденится к Новелу? =)

  • Anonymous
    January 01, 2003
    По поводу Premier. Я прекрасно знаю что там написано про "Commercially reasonable effort". Если ЧЕСТНО переводить на Русский язык, то никакого "МАКСИМУМА коммерчески обоснованных усилий" там нет. Усилия есть. А вот "коммерческую обоснованнось" определяет именно Microsoft. В зависимости от своих отношений с конкретным заказчиком, важности и новизны продукта, вызвавшего проблему, специфичности проблемы и количества предыдущих обращений по этому же вопросу. Многое также зависит от конкретного Technical Account Manager (TAM), его знаний, отношения с заказчиком, загруженностью и настроением. Microsoft, как коммерческая компания заинтересована в дополнительных контрактах, поэтому за деньги Заказчика дополнительные часы всегда найдутся. Microsoft не заинтересована в развитии сторонней виртуализации, так что придумывать способы решить несовместимость продуктов со сторонними решениями никто не станет. Я описываю ситуацию так как она на деле понимается Microsoft. Инцидент открывается по любой заявке Premier заказчика. Очевидно, Microsoft не станет у себя использовать стенды на VMware для моделирования ситуации (про русский саб скажу что у нас нет и не планируется лицензий VMware, бесплатные версии ставить нельзя, т.к. текст их лицензионного соглашения не согласован с нашим LCA team, а за самовольную установку у нас серьезно накажут), так что инженер Премьер поддержки попробует повторить проблему у себя на оборудовании или в виртуализации Microsoft. Сколько раз он будет пробовать, и насколько объективно опишет что ему повторить не удалось зависит от заказчика. Далее пробовать повторить проблему будет заказчик. Если повторит - прямая задача инженера Premier ее решать. Если не повторит, - извините, - к VMware. Большинство Premier контрактов планируются на год вперед под конкретные задачи, на конкретное количество часов. Варианты что инженер будет долго упражняться в повторе минимальны, ибо у него нет на это часов. Закзачик может отдельно оплатить такие работы, заказав дополнительные часы у нашего консалтинга и/или Премьера. Но это как раз и означает - деньги. Редкое но меткое исключение из правил - выделенные инженер Премьер пожжержки, на фулл тайм привязанный к конкретному заказчику. У нас про таких говорят, "инженер с раскладушкой у клиента". Но такой контракт стоит очень дорого и таких заказчиков в России можно сосчитать по пальцам одной руки. В мире такие проблемы решаются за отдельные деньги - или бесплатно для тех компаний, которым выделен "TAM". Про OEM партнеров не могу сказать, - это не поддержка Microsoft. И наврядли они смогут поочь с каким либо продуктом. Установка драйвера, обновление BIOS, включение Aero интерфейса, восстановление файлов из корзины - это задачи первого уровня ОЕМ поддержки. Остальное - PSS/Premier по описанным выше правилам.

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Точных подробностей не знаю, могу уточнить. Но очевидно, что это заключение некого соглашения, по которому:

  1. вендор предоставляет Microsoft всю необходимую документацию о реализации
  2. вендор оплачивает участие в этом соглашении. Ставка считается каждый год в зависимости от количества обращений. От Microsoft к VMware в 2005 году было предложение о заключении соглашения. Предложение принято не было по каким-то причинам (я не в курсе). На деле похожая ситуация состоит и с производителями оборудования. Существуют программы на логотипы "Designed for windows", каталог оборудования для Windows Server, для ряда продуктов и серверных ролей. И вендор, участвуя в такой программе, предоставляет Microsoft свое оборудование, спецификации, документацию, проводится тестирование, а далее участие стоит некую сумму (подробностей опять таки не знаю, но могу уточнить).
  • Anonymous
    January 01, 2003
    По своему опыту общения с поддержкой могу сказать, что всегда делалось максимум возможного в попытки решить проблему без оглядки на то, что в действительности ее вызывало. Премьер саппорту от Майкрософт ставлю пять из пяти.

  • Anonymous
    June 03, 2008
    > Если вы имеете Premier-поддержку, то инженер готов попробовать решить проблему на вашем стенде или повторить ситуацию на физическом оборудовании. Как это видится со стороны VMware: официальный текст, размещенный на сайте Microsoft http://support.microsoft.com/default.aspx/kb/897615 гласит: For Microsoft Premier-level support customers running non-Microsoft hardware virtualization software from vendors with which Microsoft does not have an established support relationship that covers virtualization solutions, Microsoft will use commercially reasonable efforts to investigate potential issues with Microsoft software running together with non-Microsoft hardware virtualization software. As part of that investigation, Microsoft may require the issue to be reproduced independently from the non-Microsoft hardware virtualization software. Where issues are confirmed to be unrelated to the non-Microsoft hardware virtualization software, Microsoft will support its software in a manner that is consistent with support provided when that software is not running together with non-Microsoft hardware virtualization software. Если перевести это на Русский язык, то смысловые акценты окажутся несколько другими, чем сказано в этом блоге. Насколько я понимаю, в случае, если заказчик Microsoft, использующий Premier Support, открывает инцидент, то он в любом случае будет рассмотрен и Microsoft предпримет максимум коммерчески обоснованных усилий, что бы помочь своему клиенту. В ряде случаев Microsoft может попросить клиента воспроизвести проблему в физическом окружении. Если это по каким либо причинам невозможно, то Microsoft может отказать в поддержке и рекомендовать обратиться в VMware. Поскольку подавляющее большинство клиентов VMware (более 100,000) в мире используют технологии Microsoft в среде VMware Virtual Infastructure, то очевидно, что проблемы обычно решаются. Я задавал соответствующий вопрос официальным лицам в московском офисе Microsoft и мне было сказано, что мое понимание соответствует официальной позиции Microsoft. Кроме того, если организация заказчика покупала лицензии и поддержку VMware у OEM партнеров (Dell, Fujitsu-Siemens, HP, IBM и другие), то обычно все они оказывают поддержку первого уровня для продуктов Microsoft на платформе VMware без каких-либо ограничений. Пожалуйста уточните условия поддержки у соответствующего поставщика, т.к. условия могут отличаться.

  • Anonymous
    June 04, 2008
    > По поводу Premier. Я прекрасно знаю что там написано про "Commercially reasonable effort". И описываю ситуацию так как она на деле понимается Microsoft. Здесь я вынужден напомнить Ваш собственный disclaimer: "Информация на данном сайте предоставляется «КАК ЕСТЬ» без каких-либо гарантий и передачи прав. Мнения, высказанные здесь, являются отражением моего личного взгляда, а не позиции работодателя". Из Вашего текста некоторые наши совместные клиенты могут сделать вывод о том, что Microsoft отказывает им в поддержке на том основании, что они используют виртуализацию от VMware. Этот вывод ИМХО является неверным, т.к. (см. http://support.microsoft.com/default.aspx/kb/897615) из официального текста следует, что а) для клиентов с Premier Support поддержка оказывается и б) в ряде случаев клиента могут попросить воспроизвести проблему в физическом окружении [а могут и не попросить]. Клиентов без Premier Support скорее всего сразу попросят воспроизвести проблему в физическом окружении.   Microsoft обещает "make commercially reasonable efforts" при обращении в поддержку, а также может попросить "attempt to reproduce the issue on the appropriate hardware". Обращу также внимание, что в некотором случае Вы рекомендуете клиентам менять конфигурацию системы в среде виртуализации Microsoft при обращении за поддержкой. Вероятно, тоже самое (в широком смысле J) они могут делать и при использовании виртуализации от VMware! Кроме того, как написано в разделе About Вашего блога, Вы являетесь сотрудником Microsoft Consulting Services, а не Microsoft Premier Support. Их точка зрения, насколько мне известно, в т.ч. после ряда официальных обращений к руководству, состоит в желании оказать максимально возможную помощь заказчикам, независимо от того, что и как они используют для виртуализации. По моему опыту это происходит в соответствии с официально опубликованной политикой Microsoft (а не личным мнением какого-либо сотрудника, опубликованным в личном блоге) и стремлением решать, а не создавать проблемы для клиентов Microsoft. Соответственно, если у кого-либо возникнут сомнения о наличии, условия и принципах предоставления поддержки продуктов Microsoft в среде VMware, то я рекомендую обратиться к руководству Microsoft Premier Support и к официальным представителям VMware (например ко мне) для, соответственно, получения официальных комментариев на эту тему. У нас установлены нормальные рабочие взаимоотношения с Microsoft, мы дорожим отношениями с нашими совместными клиентами и мы обладаем опытом предоставления совместных разъясненений и/или оказания поддержки партнерам и заказчикам. Более 100 000 компаний по всему миру успешно виртуализуют продукты Microsoft в среде VMware. Их число непрерывно увеличивается и они успешно спрявляются со всеми проблемами эксплуатации, в т.ч. требующих обращения в службы поддержки. Спасибо!

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Здравствуйте! Хотел бы разъяснить такой момент. На компьютере установлена Windows Vista SP1 RU OEM-версия, могу ли я установить в качестве гостевой Windows XP Pro SP2 Rus Get Genue Kit?

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Забыл уточнить установлена Windows Vista Business SP1 RU OEM-версия

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Тогда подскажите пожалуйста, какую лицензию необходимо приобрести, чтобы установить в качестве гостевой Windows XP на хостовую машину Windows Vista Business SP1 RU OEM-версия

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Скажите, пожалуйста, тогда какую ОС можно запускать в качестве гостевой, если Vista Business использовать в качестве хостовой?

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Спасибо Вам большое за внимание к вопросу. Совсем недавно столкнулся с вопросом лицензирования виртуальных сред, а разрешение его в одиночку оказалось для меня не под силу.

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Позвольте еще небольшой вопрос. Если имеется компьютер с OEM Windows Vista Business SP1 RU можно ли удалить ее и установить Windows XP Pro?

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Забыл добавить, что при установке Windows XP Pro использовать ключ от OEM Windows Vista Business SP1 RU?

  • Anonymous
    December 13, 2008
    Alex A., спасибо Вам огромное! Вы разрешили сегодня для меня два очень важных вопроса в нашей компании!