Udostępnij za pośrednictwem


Рассчет количества администраторов сети.

Современная рыночная ситуация ставит вопрос эффективной работы куда как более жестко и серьезно, причем во всех организациях: и в частных, и в государственных. Все чаще меня спрашивают: “Сколько людей нужно, чтобы эффективно работать по ITIL/MOF?”, “Сколько нужно администраторов на Active Directory, Exchange, SQL, рабочие места, мониторинг”(нужное подчеркнуть), “Есть ли метрики или методики как рассчитать количество сисадминов?”

Удиви БОССа эффективностью труда! Другими словами, все чаще возникает вопрос эффективной работы и утилизации персонала. Конечно ответ на этот вопрос очень и очень важен и для инженеров, и для руководителей подразделений ИТ. Для системных администраторов у меня есть две новости: плохая и хорошая! Мы их подробно обсудим далее.

Начальникам отделов я хочу сказать. Коллеги, сила она в правде, а правда она в вашей голове. То есть, если вы лично верите в себя, в своих людей и их количество, то именно таким количеством вы и сможете работать. В нашей практике есть примеры, когда 50 человек обслуживают хозяйство из пары тысяч серверов и пяти тысяч рабочих мест. Так же, есть и обратные примеры, когда 100 человек не справляются с парой сотней серверов и двумя тысячами рабочих мест.

ITIL/MOF/ITSM – это отнюдь не серебряная пуля, а скорее наоборот. C внедрением любого из процессов, объем работ только возрастает. ITIL – это не легкая методология, в прямом внедрении это достаточно тяжелый процесс, который для каждой компании требует доработки напильником из-за специфики организации и правил работы. Частая ошибка внедрения ITIL – отсуствие уже работающих средств автоматизации ИТ и неправильная оценка необходимой квалификации для своих людей. Если эта тема интересна – чиркните пару слов в комментариях, раскрою подробнее. А теперь вернемся к сисадминам.

Плохая новость: Продукты Microsoft ужасно стабильны и неприхотливы в обслуживании

Да… это действительно плохая новость для сисадминов. Начиная где-то с 2000 ветки продуктов, большинство серверных систем достатчно стабильно. Основные проблемы доставляют вирусы, но при грамотной политике установки обновлений безопасности, и они уже становятся не столь разрушительной силой. Windows XP – система, которая de-facto стандарт для рабочего места, весьма неприхотлива к железу. Плюс, за последние годы, которые прошли без новых ОС, драйвера под устройства были вылизаны до стабильного состояния.

Казалось бы глючность продуктов Microsoft – это известный и доказаный факт. Но вся горечь этой новости как раз в том, что если у вас ИТ-среда сильно глючная, то вариантов всего два

  1. Внедрили решение с грубым нарушением методики и предназначения продукта
  2. Сопровождение продукта идет настолько неправильно, что можно считать, что его намеренно калечат.

Также, ситуацию усугубляет то, что цена входа, такой entry ticket, в администраторы Windows достаточно дешева. Т.е. чуть ли ни каждый продвинутый студент, освоив метод “Next-Next-Next”, может и претендует на место системного администратора. Более подробно свои мысли на тему “Где легче стать высокоплачиваемым профессионалом в Windows или Linux?” напишу на выходных в отдельном посте.

Я не согласен с метриками вроде 100 пользовательских ПК – один человек, но, например, для грамотного сопровождения Active Directory, что на 10000 человек, что на 200 все одно нужно меньше, чем один специалист на полный день. Так что, администратор – оглянись вокруг, если ты не один сисадмин в компании и делаешь – что-то называемое “администрирование Active Directory”, то неплохо бы придумать более весомое обоснование своей работы.

В последние годы, автомаитзировать ИТ почти везде было бессмысленно или лениво.

Хорошая новость для администраторов состоит в том, что несмотря на призвание автоматизировать всех и вся, в последние годы было “немодно” автоматизировать самих себя. Отчасти, это было потому, что нанять “биороботов” за 10-15 тысяч рублей в регионах или 20-30 тысяч рублей в Моcкве – это все легче, чем проект делать и думу думать. Отчасти от того, что можно было даже не задумываться над эффективностью труда – “Рынок растет, наш бизнес растет, мы должны быть готовы к росту!”. Другими словами, народ нанимался просто потому, что все хорошо и “что думать – трясти надо!”.

Таким образом, если оглянувшись вокруг вы не обнаружили у себя решений вида Microsoft System Center(Tivoli, Altris- любимое подчеркнуть), если даже GHOST образ для оперционной системы делается от случая к случаю, например только в случае закупки 3х и более компьютеров. Если у вас нет готового списка и пакетов-образов  msi(exe, softgird) стандартного ПО – то конечно вам ничего пока не грозит. При этом, если в вашей компании никто еще не догадался установить WSUS (Windows Software Update Services) для установки регулярных обновлений безопасности, то можете быть спокойны – вас пока сокращать будет страшновато.

Хотя… иногда это может привести только к тому, что выжившие после сокращения сотрудники будут просто перегружены работой.

Доктор, излечи себя сам!

Не важно кто вы – начальник отдела, ведущий сисадмин или только начинающий сотрудник. Кризис – это не только время, когда вдруг урезают зарплаты, но и время показать, что вы в Теме и можете быть полезны. Вспомните свои идеи об автоматизации своей работы. Во-первых, это полезно и Вам, и компании – выше вероятность остаться на работе. Во-вторых, в случае ужимания штатов вам будет легче справлятся с возросшими обязанностями. И последние по списку, но не по значению – просто подумайте кем вы будете через 3-5 лет? Человеком, который просто топтал кнопки и делал что-то полезное только по требованию? Так в чем будет ваше отличие от вчерашнего студента, который умеет делать то-же самое, только еще и в новых версиях?

И конечно, если вы еще не используете виртуализацию, такую как Hyper-V, например, то сейчас самое время начать это делать. Экономия бюджета на железо, электричество и серверные помещения крайне легко визуализируется в финансовых документах и реальных деньгах. Тем более, что в случае с Windows Server это еще и выгодно с точки зрения лицензионных бонусов.

Comments

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Станислав, подтекст простой. Есть такая шутка про цыпленка бройлера, что все 20 дней его роста и развития никак не предсказывают того, что 21го числа ему отрубят голову и отправят в магазин. Зря забываете о внешних условиях, другими словами. Например, сегодня вас двое и у вас есть еще даже по часу времени, которое вы тратите на образование, саморазвитие или улучшение процессов. Частенько это время тратится отнюдь не на реальные вещи, а просто на накопление информации или даже просто развлечения. А завтра... завтра может оказаться что вы останитесь один, а работы сократится не в ДВА раза, т.е. времени у вас УЖЕ не будет, чтобы делать автоматизацию своей работы. Или еще худщий вариант - вам искать работу, а на рынке все такие - т.е. без опыта эффективной организации собственного труда, т.е. конкуренция только по цене, придется продавливаться и работать за еду. Итого, основная мысль в том, что если СЕГОДНЯ не подумать об автоматизации своего труда, то завтра на это может не оказаться ресурсов совсем, потому что жизнь УЖЕ поменялась. Типа, если автоматизация труда сегодня НЕ увиличилась два раза, а вас ВСЕ РАВНО сократят завтра в два раза, то вы просто будете умирать под возросшей нагрузкой и все. Так понятней?

  • Anonymous
    January 01, 2003
    sonarlunar, сейчас хорошее время задуматься над собственной автоматизацией. на тему службы ServiceDesk - в следующем посте. TriS, вопросы приняты - на выходных соображу заметку на тему внедрения ITIL. С одной стороны сказать есть и есть много чего, с другой стороны все это надо оформить письменно в стиле постов этого блога, т.е. понятно и просто, при этом, достаточно коротко. Всем комментаторам большое спасибо за ВЫРАЖЕННЫЙ интерес, т.к. посты без комментариев заставляют задуматься - а нужные ли вещи я пишу?  :)

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Можно понять админов, которые руководствуются принципом "не сломалось - не чини" (а если еще и документировать состояние того, что еще пока не сломалось...), можно понять и их начальство (зачем тратить деньги на увеличение геморроя?). По-моему, тут нужно определиться с желаниями. Что нужно предприятию - правильно поставленный процесс или отсутствие лишних хлопот с биороботами? Что лучше - принять превентивные меры по замене близких к выходу из строя девайсов или терпеть убытки в результате простоев? Чего хочется - напрягаться раз в год на действительно крупном инциденте или всё-таки работать каждый день? Любой производственный процесс подразумевает обучение персонала и необходимость постоянной работы (выполнения каких-то определенных действий). Когда дело касается продажников или бухгалтеров (всякие CRM-системы, бух-софт и тп), админы не чувствуют себя в напряге. А когда автоматизация приходит в IT-отдел, начинается отторжение :)

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Станислав, по каким критериям она НЕ применима ко всем остальным, кроме "мелким"? :) Вы работаете в крупной (более 500 десктопов) организации? Видели ли вы сверхкрупные более 10000 десктопов организации?

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Если быть очень кратким, то ITIL – это просто инструмент. Как мы знаем, сам по себе инструмент работу

  • Anonymous
    January 01, 2003
    Grainman, спасибо за критику. Будем работать. Сначала о простом. Орфография, пунктуация и стиль под внимательным надзором нужных людей исправляются и улучшаются. В этом направлении активно работаю. Не обязательно ломать голову о моих целях или надеждах, в одном из первых комментариев написано открытым текстом, почему пост именно такой. Теперь о сложном. Вдумчиво считать персонал - это обязанность и "хлеб" начальника людей, т.е. человек, ответственный за задачу и ресурсы, и обязан считать сколько и чего ему нужно для достижения целей, ему за это деньги платят. Проблема озвученна в посте скорее всего Ваша. Кто-то должен вдумчиво и серьезно сделать за Вас, возможно,  вашу работу, причем так, чтобы Вы могли без излишних усилий сразу использовать результаты в своей жизни. Это возможно, но за деньги - там справа ссылка есть, как получить вдумчивый и подробный совет для вашей ситуации. В этом-же посте озвучена пара полезных мыслей:

  1. При наличии грамотной автоматизации для сопровождения продуктов MS надо очень мало людей. При отсутствии автоматизации штат можно бесконечно увеличивать.
  2. Лучше всех может посчитать количество нужных людей только тот, кто отвечает за определенный участок работ и людей занятых на этих работах. В любом другом случае это как правило не для эффективности делается, а для доказательства определенной идеи, реализовывать которую предлагается третьим лицам. Например можно ли безболезненно сократить персонал, или наоборот сократить его нельзя - это уже политика, а не эффективная работа. Тут любой "лом" можно использовать как угодно, все зависит не от методики, а от политических умений. Такая политика лежит ЗА рамками данного блога. Спасибо за внимание. P.S. К вопросу о языке. Говорят, что между "обычная замануха" и "яркая этикетка" должна быть запятая. ;)
  • Anonymous
    January 01, 2003
    Станислав, хорошая идея на счет выгоды этого поста. Правда посылка про выгодность она неверна. Выгода здесь простая - тема актуальная, мне задают вопросы, я даю ответы, правда немного разные по содержанию. Резюмирую здесь - т.к. этот блог читают все мои заказчики плюс еще и другие люди, которым возможно будет полезна эта информация. Популярность блога растет - мне приятно. :) Про посылки. Во-первых, MS Premier Support - это не оутсорсинговая контора и задача у нас стоит помочь людям работать эффективней самим. Во-вторых, я не инженер, а к сожалению менеджер поддержки, хотя что инженеры, что менеджеры не имеют бонусов от объема работ. У меня оклад есть и бонус за удовлетворенность заказчиков. А довольность людей она объемом работ не измеряется. :) Перевод всего ИТ на оутсорс встречается. С другой стороны, вы правы, что перевод на оутсорс и эффективная внутреннее ИТ - это достаточно интересный дискуссионный вопрос. Правда заметьте, МНОГО народу и ЭФФЕКТИВНАЯ работа - это не одно и то-же. Мало народу тоже может со всем справлятся самостоятельно. Как-то так.

  • Anonymous
    November 20, 2008
    Вообще, статья применима исключительно к мелким конторамм с более менее стабильной ИТ-инфраструктурой. Кроме этого, не надо забывать, что развертывание и поддержка работоспособности это всего-лишь 2 направления работы системного администратора. Есть ещё большой кусок работ связанных с различными типичными административными задачами (от слова администратор, а не системный администратор) - поддержание в актуальном состоянии документации, пользовательских данных. Кроме этого не стоит забывать и о задачах выполняемых непосредственно перед развёртыванием продуктов - типично инженерная работа.

  • Anonymous
    November 20, 2008
    к фразе: > Частая ошибка внедрения ITIL – отсуствие уже > работающих средств автоматизации ИТ и > неправильная оценка необходимой квалификации > для своих людей. Если эта тема интересна – > чиркните пару слов в комментариях, раскрою подробнее. а подробнее действительно хотелось бы :) и к вопросу автоматизации :) и к вопросу квалификации :)

  • Anonymous
    November 20, 2008
    Виталий, дело в том, что Вы смотрите на проблему подсчёта количества ИТ-персонала со своей колокольни - с точки зрения инженера Premier Support'а. Сокращение ИТ-персонала Вам в принципе выгодно, так как увеличивает объём работы, а следовательно и объём премиальных =). В крупных компаниях такой однобокий подход не применим. Точнее даже применение такого подхода влечёт за собой увеличение расходов. Я работаю в крупной (более 500 десктопов) организации. Хотя я десктопами не занимаюсь =). У нас для этого есть соответствующие люди - у меня же свой фронт работ. Сверхкрупных организаций не видел. Встречный вопрос - как много крупных и сверхкрупных организаций польностью перешедших на аутсорс Вы знаете? Я в расчёт не беру инстаффинг, именно аутсорс - когда все ИТ услуги предоставляются внешними подрядчиками. Хотя бы одну компанию такую Вы знаете?

  • Anonymous
    November 20, 2008
    Полностью поддерживаю предыдущий пост, по поводу объемов прямо пропорциональных премиальным и аутсорсинга целиком. Я работаю в компании с 700 десктопами. Автоматизацией пока не то что не видно, вообще никто о ней не задумывается. Хотя System Center используем правда не в полном объеме. Если уж говорить об ITSM/ITIL/MOF, спрашивается нужен ли он нам реально или пока функций ServiceDesk устроит?

  • Anonymous
    November 21, 2008
    Для сотрудников операционной поддержки (aka сисадминов) обеспокоенных внедрением систем автоматизации и тем как это можно повлиять на них можно дать совет - посмотрите на это с хорошей стороны! Чем больше процессов автоматизированно, тем меньше рутиной работы вам надо выполнять и тем больше времени вы можете проводить занимаясь по настоящему интересной деятельностью - инновациями! Вот тут то и лежит возможность показать на что вы способны и доказать, что вы незаменимы в свой организации во время кризиса. Перефразирую известный лозунг - Make innovation, not routine!

  • Anonymous
    November 21, 2008
    2Kloktev Тут вопрос не в том что в результате автоматизации появляется "свободное" время, а в том, что автор пытается вывести обратную зависимость уровня автоматизации от количесва персонала. Типа автоматизация увеличилась в 2 раза - можно сократить персонал в 2 раза. Вот именно эта идея мне немного непонятна. Я больше чем уверен, что автор блога человек умный, следовательно за этим утверждением автора скорее надо искать какой-то подтекст нежели глупость. Только он этот подтекст упорно не хочет открывать =)

  • Anonymous
    November 29, 2008
    Разочарован! Увидел заголовок статьи и обрадовался - наконец то, кто-то вдумчиво и серьезно напишет о методиках подсчета численности IT персонала. А прочитал о призыве использовать SCOM, WSUS, SCCM (отмечу, что продукты правильные и в моей конторе востребованы) и пр., да еще с орфографическими ошибками. Мой вывод - обычная замануха яркая этикетка - серое содержание, которую автор написал, потому что обязан вести некоторую общественную пропаганду, в надежде получить/подтвердить некий статус.

  • Anonymous
    December 04, 2008
    Пиар как и всё 90% что пишут сотрудники Microsoft в своих блогах по всему миру.

  • Anonymous
    April 13, 2010
    Хотел бы я посмотреть на чела занимающегося в одно лицо "администрированием Active Directory" на 10000 человек... Очередь заявок на заведение/удаление/изменение логинов только стремилась бы к бесконечности. Я про сами сервера, на которых это все должно типа крутиться вообще молчу - до них руки не доходили бы никогда... Или как обычно Microsoft предполагается что администрирование AD, это взирание на сервера его поддерживающие, и слежение за процессами, производительностью и их обновление - что вообще никто ессно никогда не делает вручную :), а пользователей заводят и права раздают какие-нибудь Маши из отдела кадров ? В реалии же работы только по учеткам на 10k народу явно больше чем на 1 человека...

  • Anonymous
    November 19, 2010
    Частично согласен. Взгляд с одной колокольни, хотя для этого и блог :). Сисадмин в нашей стране еще и техподдержка и т.д. и т.п. И подход к бизнесу другой - зачем обучать юзеров - пусть задрачивают админа. Зачем внедрять что-то - деньги считают совсем по-другому. И ЗП платят смешные в основной массе.